Детские психотравмы и их влияние на поведение взрослого человека

Детские психотравмы и их влияние на поведение взрослого человека

В статье на примере показано, каким образом психотравмы из детства могут существенно влиять на поведение взрослого человека. В процессе описания примера и после него указан ряд признаков, по которым каждый из вас сможет поработать самостоятельно, чтобы избавиться от мучающих его последствий детских психотравм, если таковые имеются в наличии.

Приступить к чтению Добавить свою статью

2542 | Сергеева Марина Александровна Детская психология
Я начинаю писать каждый раз, когда какая-то задача складывается в законченный рисунок. В этот момент всегда возникает желание поделиться понятым с другими людьми, чтобы каждый, кто стремится работать над собой с желанием жить более радостно и счастливо, мог воспользоваться моими мыслями и выводами.

Сегодня хочется на примере показать, каким образом психологические травмы из детства могут существенно влиять на поведение взрослого человека. В процессе описания примера и после него укажу на ряд признаков, по которым каждый из вас сможет поработать самостоятельно, чтобы избавиться от мучающих его последствий детских психотравм, если таковые имеются в наличии.
Итак, моя клиентка - женщина средних лет, очень болезненно воспринимающая ситуации, связанные с конфликтами. Для себя она всегда пыталась понять - почему некоторым людям спорить и даже ссориться доставляет удовольствие, а её в таких ситуациях охватывает состояние полной беспомощности и даже ужаса (и, соответственно, желание во что бы то ни стало избегать таких ситуаций, а также и людей, которые находят в конфликтах определенный источник питания). Не задумывалась раньше глубоко, однако очередной конфликт, причем, совсем незначительный на взгляд её знакомых и друзей, дал ей возможность увидеть, что её реакция в данном случае неадекватна.

Что значит неадекватность? Назову это явление несоответствием силы и характера ответной реакции на поступивший извне раздражитель. И обращаю ваше внимание,что неадекватная реакция на что-либо - это один из первых и основных признаков, по которым каждый из вас может сделать вывод о наличии проблемы в какой-то области своего поведения.
Начинаем вспоминать все случаи из её жизни, в которых она наиболее сильно страдала от конфликтов, находим даже работу, с которой она уволилась по причине "невыносимой" атмосферы в коллективе, хотя работа была руководящая и хорошо оплачиваемая. В итоге приходим к самому раннему воспоминанию, где и сложились основные связи и механизмы, работавшие по сей день в её ответных реакциях.

Почему воспоминание должно быть из детства и почему вообще причины неадекватного реагирования находятся в раннем возрасте? Потому что в детстве для ребенка многое непонятно и именно в этом возрасте образуются совершенно нелогичные связи и цепочки, составляющие механизмы наших реакций, которые потом сложно бывает объяснить рациональным образом, ибо сложились они в детском мозгу, а значит, не на рациональном, а на чувственном уровне. Однако воспоминание о ситуации (чаще - ситуациях, за один раз такое обычно не складывается), "запустившей" подобный механизм, помогает расставить всё по местам, и остается лишь задать ряд уточняющих вопросов, чтобы осознать всё полностью и отпустить всё это с пониманием, что прошлое - всего лишь картинка, отпечатавшаяся в мозгу человека. А любую картинку можно стереть. И поможет вам в этом "стирании" психолог, либо вы сами - самим фактом осознавания травмирующих моментов, происходивших в вашей жизни.
Итак, вернемся к детским травмам моей клиентки. Она помнит, что не один раз просыпалась в детстве от шума или голосов родителей, которые ругались между собой, когда папа приходил домой нетрезвым. Что происходило с ней тогда? Я попросила описать чувства, которые она испытывала. Первое - это испуг, возникающий оттого, что пришлось неожиданно проснуться от шума. Второе чувство - ощущение своей беспомощности в том, чтобы прекратить это, ведь она понимала, что маленькая и не может ничего сделать. Ей было непонятно, почему родители ругаются или дерутся, ведь она любит их обоих! Третье, что примешано ко всему этому - огромное желание прекратить или
убежать, чтобы не слышать и не знать, что так бывает.

Представляете? И это были простые "разборки" родителей, которые думали, что их дети в это время спят, а днем у них всё было чинно и спокойно. А какие травмы выносят те, кто был прямым свидетелем тяжелых побоев?..
Вернемся к моей клиентке. В течение жизни с родителями никто не объяснил ей, зачем все происходило именно так, да и как могли дать какие-то объяснения люди, которые сами не понимали причин своего поведения? Итогом этих детских травм стала реакция на конфликты - испуг, беспомощность, желание убежать. Плюс побочный эффект на многие годы - сильное сердцебиение и чувство страха, если среди ночи пришлось проснуться от какого-то шума. И ведь как устроена жизнь - неспроста говорят, что Бог дает человеку возможность научиться чему-то, возвращая его в какую-то ситуацию до тех пор, пока человек не выйдет из неё с нужным для себя выводом.

В жизни моей клиентки была не одна работа, где её сопровождали и окружали конфликтующие люди. Сначала она просто плакала в таких ситуациях, потом научилась предвидеть их и избегать - стараться не оказываться в тех местах, где её могло что-то больно ранить. Естественно, делала она все это неосознанно, просто по причине того, что у неё каждый раз возникала детская реакция, с которой она не могла справиться. Ибо не знала, что это за реакция, а думала, что её окружают злые люди и искала место, где обстановка будет спокойнее. Кроме того, у неё была работа, на которой ей часто приходилось вставать среди ночи либо по тревоге, либо от ночных телефонных звонков, за которыми следовал вызов на работу по причинам, как правило, негативного характера. Механизм испуга закреплялся. Проблема не решалась конструктивным образом. Потом случилось так, что она вообще устроилась на работу, связанную с ночными дежурствами и телефонными звонками. И именно эта работа помогла ей избавиться от ночных испугов, потому что причиной звонков был не негатив, а рабочая ситуация. Организм не может пугаться вечно, он просто адаптируется. А вот от своей детской реакции беспомощности в ситуации конфликта она смогла избавиться только тогда, когда осознала, в какой момент всё сложилось и с какими чувствами было связано.

Подводя итог, хочу дать вам ряд "ключей", которые помогут разобраться в своих травмах и вывести их на уровень осознания, чтобы "стереть" эту картинку и начать реагировать спокойно и по-взрослому на то, что до сей поры не
давало вам покоя из-за ошибочно сложившегося типа реагирования.

Итак, первое, на что нужно обратить внимание - это ваша неадекватная реакция на какой-то из внешних раздражителей.
Что значит неадекватность? Назову это явление несоответствием силы и характера ответной реакции на поступивший извне раздражитель. И обращаю ваше внимание на то, что неадекватная эмоциональная реакция на что-либо - это один из первых и основных признаков, по которым каждый человек может сделать вывод о наличии проблемы (ограничивающей программы) в какой-то области своего поведения (реагирования).

Второе - необходимо вспомнить повторяющиеся ситуации, из которых вы не можете выйти свободно, каждый раз сталкиваясь либо со своими слезами, либо со страхом, либо ещё с каким-то негативом. Найти в этих ситуациях то, что их объединяет, и постараться вспомнить из своего раннего возраста что-то, что стало "пусковым механизмом" такой вашей реакции.

Третье - тщательно "вытащить на поверхность" все свои чувства и ощущения, связанные с той ситуацией, проанализировать эти цепочки, обратить внимание на их нелогичность и привязку именно к той ситуации. Понять, что вы научились реагировать таким образом в тот момент. Однако того момента уже нет и теперь вы можете научиться реагировать иначе, особенно после того, как завеса непонятности спала.

Те же эмоции и чувства каждый раз в подобной по смыслу ситуации переживаются человеком точно так же, как в первый раз, и «запускают» действие программы поведения, основанной на полученной в детстве психотравме, уже во взрослом возрасте. А неадекватность реакции, которая чаще всего проявляется как раз в эмоциональной «накаленности» человека, показывает, что мы имеем дело с детской психотравмой.

Постарайтесь представить, сколько ещё дополнительных мелких "ниточек" может быть привязано к той ситуации и реакциям, которые накладываются на сложившийся механизм с течением вашей жизни. Вспомнив одно, вы сможете
распутать весь "клубок" и поймете (как сделала это моя клиентка), что её далеко не всегда окружали злые люди, желающие её напугать и заставляющие чувствовать себя беспомощной, и что всё это делала каждый раз её однажды запущенная реакция. А всё, что мы осознаем и принимаем как своё, мы имеем возможность изменить.
Желаю вам терпения и успехов в работе со своими "непонятностями". Знайте, что все они могут быть подняты на поверхность нашего сознания, если в какой-то момент остановиться, не среагировав привычным образом, и задуматься: а не пора ли взглянуть в глаза своим страхам, ведь так надоело чувствовать себя беспомощным там, где другие люди действуют легко и свободно? А затем (путем осознанной тренировки) избавиться от старых страхов и ошибочных реакций навсегда.

Что касается высказывания «Бог возвращает человека в одну и ту же ситуацию до тех пор, пока человек не выйдет из неё с нужным для себя выводом», я постараюсь пояснить этот момент с точки зрения предопределенности выбора, с привлечением в качестве вступления к пояснению точки зрения квантовой физики относительно множественности миров: "Многомировая система Мироздания, или Мультиверс, объединяет все возможные варианты всех событий, прошлых, настоящих и будущих. В классическом понимании, Мультиверс – это совокупность неимоверного количества раздельных миров, минимальное отличие которых соответствует вариантам одного квантового взаимодействия. В этих мирах реализуются все возможные варианты материальной и духовной реальности. Рассматривая эту модель, мы принимаем, что любой альтернативе (даже для самых ничтожных событий) соответствует ветвление реальности, т.е. возникновение такого количества «параллельных миров», которое реализует все возможные варианты." [1]

С точки зрения психологии человека, ветвление реальности для него происходит в случае, когда человек принимает определенное решение, то есть, совершает выбор. Таким образом, человек в своём настоящем сам выбирает, куда он попадет в дальнейшем.

Но почему человек каждый раз выбирает именно это (применительно к теме – ситуацию, сходную с психотравмирующей)? На такой выбор человека «толкает» нечто изнутри. Чем является это «нечто»? Им является прошлое человека, точнее – то, что осталось неотреагированным внутри, в структуре его психики, из его собственного прошлого.

Поскольку получение психотравмы всегда сопряжено с болью, а от боли обычно прячутся, стараются её избежать и уж тем более не думать о причине её происхождения, то именно боль (душевная боль=психотравма из детства) из прошлого и остается неотреагированной, каждый раз предопределяя выбор человека и его «попадание» в те или иные ситуации. Таким образом, факт о предопределенности выбора человеком психотравмирующей ситуации сам за себя говорит о необходимости проведения психодиагностики и работы по выходу из сложившихся программ. Ведь пока человек действует в рамках программы, выбор его остается предопределенным.

[1] Костерин А.М. «О ветвлении времени и пространства» (доклад, подготовленный для семинара к 50-летию опубликования статьи Эверетта) Международный Центр Эвереттических Исследований, г.Нюрнберг, Германия 2014


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 4.7/15
Источник: beperson.ru | Добавил: Fenix, 30 Сентябрь 2015 | Теги: детская психотравма, боль, реакции

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×