Личностное самоопределение пожилых людей в старости

Личностное самоопределение пожилых людей в старости

1. Теория разобществления (разъединения, освобождения), впервые обоснованная Дж. Розеном и Б. Ньюгартеном, затем дополненная Е. Каммингом и В. Генри (США, 1961), утверждает неизбежность ограничения коммуникаций стареющего человека с другими людьми социума. С выходом на пенсию утрачиваются прежние социальные роли, снижается доход, ухудшается здоровье. Пожилой человек переживает утрату и отдаление близких людей, друзей. Сужается круг его интересов. Постепенное разрушение социальных связей, «социальный уход», снижение поступающей информации, падение активности ускоряют процесс старения.

Приступить к чтению Добавить свою статью

14348 Геронтопсихология
Идея целостности жизненного пути человека включает все его проблемы, успешно и неуспешно решенные на более ранних этапах жизни. Оценивая себя, свое прошлое, сознавая очевидную старость и близость конца жизни, пожилой человек с беспощадностью ставит перед собой вопрос о смысле жизни. Ситуации, в которых оказывается человек в старости, определяются прожитой жизнью, на каждом этапе которой меняются приоритеты ее отдельных аспектов. Отличительной особенностью пожилых и старых людей является их богатый жизненный опыт, и они не всегда знают, как наилучшим образом его использовать. От того, будет ли востребован или не востребован этот опыт, сможет ли пожилой человек утвердить себя в качестве полезного члена общества (семьи, конкретной социальной группы), переживаются различные оттенки чувства удовлетворения или неудовлетворения прожитой жизнью, чувства собственного достоинства, детерминирующие варианты личностного самоопределения в старости. Сущностью самоопределения является поиск смыслов в конкретных видах жизнедеятельности [74].
 
В рамках современной социальной геронтологии возрастной процесс старения рассматривается с позиции совокупности влияний его трех составляющих: биологического старения, психологического старения, социального старения.
 
Биологическое старение связано с биологическими возрастными изменениями организма (инволюция).
 
Психологическое старение, характеризуемое снижением интеллекта, эмоциональным обеднением, содержит еще и субъективную оценку старения самим индивидом.

 

Социальное старение характеризуется изменениями социальных ролей, влекущих за собой изменения паттернов поведения и социального статуса.

 

В рамках рассматриваемых составляющих содержатся как объективные (индивидуальные переживания старого человека, изменение социального статуса и социальных функций, место пожилого человека в обществе, социальная политика), так и субъективные оценки старения (формирование отношения индивида к процессу своего старения, сравнение с процессом старения своих сверстников). Дискуссия вариантов подхода к разработке социально-психологических теорий старения широко представлена на страницах журналов «Мир психологии», «Психология зрелости и старения».
 
Традиционно социально-психологические характеристики и особенности вариантов самоопределения пожилых людей рассматриваются в контексте с различными периодами старости: до выхода на пенсию, после выхода на пенсию, собственно старости. В каждом возрастном периоде специфика вариантов самоопределения пожилых людей, их отношение к обществу различны. Исследования психологических характеристик и особенностей личностного самоопределения геронтов по их отношению к себе, делу, людям, памяти о них после смерти, проведенные в 1997 г. Г.С. Абрамовой [1], позволили выделить три группы пожилых людей.
 
К первой группе были отнесены люди, которые спокойно относятся к выходу на пенсию, они осознанно выбрали определенный вид деятельности, которым будут заниматься.
 
Вторую группу составили люди, стремящиеся продолжать свою профессиональную деятельность, без которой они не мыслят своей жизни. Они «умеют делать только это и делать хорошо», поэтому не хотят расстаться с любимым делом и будут постоянно подтверждать свою полезность обществу, семье конкретными делами.
 
В третью группу были включены люди с «рентной установкой» в отношении семьи, родственников, общества, которые обязаны уважать их за бывшие заслуги и создать комфортные условия их пребывания в старости. Они сосредоточены на своих прошлых заслугах, их требования к окружающим директивны, а их физические ощущения составляют главную тему ежедневного обсуждения состояния здоровья. Таким образом, переход к пожилому и старческому периодам характеризуется угасанием профессионального развития человека, переживанием им утраты профессиональной деятельности и кризисом социально-психологической адекватности.
 
В нашей стране и за рубежом существуют различные классификации старческого возраста. На наш взгляд, наиболее адекватной можно считать периодизацию старости, разработанную Н.С. Пряжниковым [74]:
 
1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию);
 
2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);
 
3) период собственно старости (стабильная старость до момента серьезного ухудшения здоровья);
 
4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения здоровья;
 
5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75—80-ти лет).

 

В соответствии с предложенной классификацией периодов старческого возраста психологическая характеристика вариантов самоопределения проводится с учетом принятых в отечественной психологии критериев: социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личностных новообразований [21].

 

Психологическая характеристика и особенности личностного самоопределения различных периодов старости(по Н.С. Пряжникову):
 

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию).

Социальная ситуация. Для одних – ожидание пенсии, наконец-то можно отдыхать; для других с сохранной энергией деятельности – неясность трудовой жизни. Пока он еще трудится, его не хотят отпускать с работы, но ждут, когда он освободит место для молодых. Отношения с родственниками могут быть позитивными – он полезен, приносит приличные деньги в семью. В то же время беспокоят приближающееся увольнение, потеря полезности, неуважение в семье. Оставление на работе воспитанного преемника, воплощение в учениках всего лучшего, что в нем самом было, внушают пожилому человеку чувство гордости, своей значительности.

Ведущая деятельность. Успеть сделать то, что еще не успел. Оставить о себе добрую память. Наверстать упущенное. Возможно повышение сексуальной активности в этот период и связанные с этим смена семьи, полового партнера. Сохраняется стремление передать опыт своим ученикам. При появлении внуков в предпенсионном возрасте приходится разрываться между работой и воспитанием внуков, поскольку они – продолжение рода. При вероятности увольнения – стремление выбрать занятие по силам. В этом периоде пожилой человек нуждается в моральной и организационной поддержке, одобрении в принятии адекватного решения.

Личностные новообразования. Смена ценностных ориентаций, внутренняя борьба между размышлениями о вечном и стремлением подтвердить материальную память о себе. Стремление максимально реализовать себя, пока еще работает. Поиск смыслов продолжения жизни, используя опыт прожитых лет, анализируя прошлые успехи и неудачи.

II. Период после выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию)

 – освоение новой социальной роли, нового статуса. Социальная ситуация. Старые производственные контакты еще сохраняются, в дальнейшем – ослабевают. Преобладают контакты с близкими родственниками и значимыми людьми. Появляются новые друзья – пенсионеры-общественники и новая общественная сфера деятельности. Родные же считают, что у пенсионера много свободного времени, он может больше внимания уделять воспитанию внуков.
 
Ведущая деятельность. Поиск себя в новом качестве: воспитание внуков, ведение домашнего хозяйства, хобби, новая общественная деятельность. Возможно еще продолжение основной работы, повышается чувство собственной значимости, зарабатывать стал больше в сравнении с молодежью (получает пенсию и заработная плата сохранена). Усиливается стремление поучать, стыдить (внуков, подростков). Здесь уместно приведенное Н.С. Пряжниковым высказывание Ф. Ларошфуко:«Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры». Они пишут мемуары, хотят поделиться своим опытом и переживаниями, тяготеют к взаимодействию с молодежью. Работа с пожилыми требует осторожности, так как любая правда может глубоко их ранить, привести к психологическому кризису.
 
Личностные новообразования неоднозначны. Осмысление прожитой жизни у одних формирует позитивное чувство гармоничности жизни, ее целостности, полноценной реализации своих усилий; у других – негативные переживания, связанные с незавершенностью, нереализованностью своих лучших помыслов, с ощущением «забытости» недавними коллегами и друзьями.
 
В современном российском обществе не культивируется особая «эстетика старости». Нет должного и бережного уважения к опыту, заслугам старых людей, к созданным ими ценностям. Не разработаны даже модели достойной, привлекательной и удобной одежды, обуви, соответствующих аксессуаров для пожилых людей. Старые люди живут реальной жизнью, «здесь и сейчас». Их прошлое просматривается в сегодняшнем настоящем, но у них есть еще и будущее. У многих пожилых людей, несмотря на прожитые годы, ухудшение здоровья, еще сохранился достаточный запас «психологического витаукта», который в случае позитивного принятия своей прожитой жизни продолжает стимулировать «жажду жизни», формирует активную жизненную позицию с акцентом на ориентацию общественно полезного труда на благо общества и своей семьи [57].
 
У другой (большей) части старых людей, отягощенных многими хроническими заболеваниями и жизненными неудачами, вследствие низкой самооценки компенсаторная функция «психологического витаукта» резко снижена. Одиночество, «забытость» другими сужают временную перспективу будущего благополучия. Их жизненная позиция крайне низка: все позитивное в прошлом «уже ничего нельзя ожидать от жизни», настоящее безразлично, впереди неизбежная смерть. Именно такие тревожные, унылые чувства испытывают посетители галереи народного художника России А. Шилова, потрясенные воздействием портретов старых людей, – «Забытый», «Потерянный». Портрет – жанр исторический, по нему судят о поколении, это история в лицах. В той же галерее совсем иные, светлые чувства любования, восхищения пробуждают портреты других старых людей – «Портрет матери», «Актриса Лемешева», «Скрипач Якулов». Они излучают величавую мудрость и покой, вызывая чувства почитания, уважения и одновременно скорби о любимых, ушедших от нас и дорогих нам людях. И возникает пронзительное осознание смыслов никогда не прерывающейся целостности жизни, эпох, поколений.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию до момента серьезного ухудшения здоровья).

В этом периоде человек уже освоил для себя новый социальный статус.
Социальная ситуация. Общение со своими сверстниками, значимыми друзьями, родственниками. Однако ко многим из них постепенно исчезает ощущение привязанности, сочувствия; взаимоотношения становятся формальными, а с членами семьи – напряженными. Старые люди переживают обидные упреки молодых – «зажился на этом свете», не терпят их мелочной опеки. Некоторые старые люди успешно продолжают свою профессиональную деятельность.
Ведущая деятельность. Одни старые люди продолжают поиски новых видов деятельности; другие – находят для себя новый смысл жизни в оппозиции властям, приобретают интерес к политической деятельности. Происходит смена прежних увлечений. В своих помыслах они ориентируются на идеалы справедливости, нравственности, духовного развития страны. Для некоторых старых людей, когда здоровье еще хорошее, ведущей деятельностью может стать «уход в религию» вплоть до сектантства. Для других – ожидание смерти побуждает составлять «завещания» (которые неоднократно изменяются в силу различных обстоятельств), разрабатывать сценарии собственных похорон – похоронный ритуал, эскиз памятника, надгробной эпитафии, сочинять речи прощающихся с ним родственников и друзей.
Личностные новообразования. Они проявляются по-разному, вплоть до противоположных их различий. Одни старые люди с сохраненным чувством собственного достоинства находят для себя дополнительный смысл жизни. Сравнивая «свое время» и «новое время», в котором они даже не столь активны, отмечают, что для них жизнь стала намного интереснее. Другие старики, переживая чувство своей «ненужности», невостребованности, неспособности заставить общество себя уважать, не находят смысла жизни и «угасают на глазах».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья. Этот период старости существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем.

Социальная ситуация. Сохраняется общение с родными и близкими людьми, соседями, со «своими» врачами. Старики достаточно коммуникабельны с окружающими их людьми в лечебно-профилактических учреждениях (куда они госпитализируются для оказания необходимой медицинской помощи), в домах престарелых (куда их помещают для особого ухода).
 
Ведущая деятельность. Стремление бороться с болезнями, лечиться, осмыслить свою жизнь. В беседах с такими же стариками, с медицинским персоналом стараются приукрасить свою жизнь, особенно свое прошлое. Социальные работники, медики, психологи, геронтологи в психотерапевтической беседе с пожилым человеком должны проявлять большое умение терпеливо выслушивать рассказы пациента (клиента) о том, что было, и даже о том, чего с ним никогда не было. Это своего рода исповедь, облегчающая состояние стариков. Некоторые из них пишут мемуары, хотя самому их увидеть в напечатанном виде шанс невелик.
 
Личностные новообразования. Старый человек все больше понимает ограниченность своей жизни. И в то же время он ощущает себя сопричастностным природе, миру, культуре, обществу, человечеству в целом. Именно в старости многие люди впервые «открывают» для себя Бога.

V. Долгожительство при относительно хорошеМ состоянии здоровья (после 75–80 лет).

Социальная ситуация. Близкие и родные люди начинают гордиться своими родственниками-долгожителями; они считают, что в их роду хорошая наследственность; значит, есть шанс, что они, их дети и внуки будут долго жить. У долгожителя много свободного времени, стали взрослыми дети и сами воспитывают внуков. Развиваются взаимоотношения с новыми друзьями, знакомыми-долгожителями. Пообщаться с ними стремятся люди разных профессий: социологи, психологи, писатели, артисты, представители СМИ, молодежь.
 
Ведущая деятельность. Жизнь еще активна и во многом детерминируется прежними наклонностями. Старики иногда могут позволить себе излишества (выпивку, курение).
 
Личностные новообразования. Для долгожителей характерны философское отношение к жизненным явлениям, чувство собственного достоинства (они «победили старость»), интерес к жизни. Они продолжают планирование своей дальнейшей насыщенной событиями жизни, могут еще увлечься новомодными течениями в живописи, музыке, что более характерно для молодых людей. Они спокойны, сдержанны; они – мудры и, сознавая это, культивируют уважение, доброжелательное отношение к себе и среди окружающих их людей.


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 5.0/3
Источник: fictionbook.ru | Добавил: ТВОЙ_ПСИХОЛОГ, 29 Апрель 2011 | Теги: геронтопсихология, психология старости, психология зрелого возраста, старуха, старость, геронтология

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×