Графический тест "Звезды и волны"

Графический тест "Звезды и волны"

Интересная и не "замыленная" методика выявления личностных особенностей. Проективные методы – это группа методик, теоретической основой которых является психоанализ. А точнее – механизм проекции. Это такое явление, когда внутренние, скрытые переживания человека «выливаются» или проецируются на внешний объект. В России данные методики получили признание относительно недавно и сейчас можно говорить об определенном «буме» в психологической среде.

Приступить к чтению Добавить свою статью

20786 Психология развития

Проективные методы – это группа методик, теоретической основой которых является психоанализ. А точнее – механизм проекции. Это такое явление, когда внутренние, скрытые переживания человека «выливаются» или проецируются на внешний объект. В России данные методики получили признание относительно недавно и сейчас можно говорить об определенном «буме» в психологической среде. 

Чем хороши эти методики? Они диагностируют не локальные черты личности или отдельные сферы. Благодаря этим методикам можно быстро «прозондировать» всю личность – узнать о том, какие внутренние конфликты присутствуют, как данный индивид взаимодействует с миром, чего хочет, чего боится и т.д. и т.п. Кроме того, эти тесты практически исключают субъективность испытуемого, т.е. тестируемый не может сознательно «подделать» результаты, сделать их социально приемлемыми. Еще одним плюсом данной группы методов является широкий возрастной диапазон. 
 
Существует множество разновидностей проективных методик. Одна из них – это экспрессивные методики или, говоря проще, рисуночные тесты. Некоторые из них на слуху и люди, интересующиеся психологией, хотя бы приблизительно знают как интерпретировать, например, «Дом, Дерево, Человек», «Несуществующее животное» или «Рисунок семьи». 
 
Но я бы хотела рассказать о методике «Звезды и волны», предложенной Урсулой Аве-Лаллемант. Она не столь известна в России, но не менее информативна, чем «Дом, Дерево, Человек». Надеюсь, эта методика заинтересует Вас и откроет новые горизонты в исследовании себя и окружающих. Здесь приведена обзорная информация по этому тесту и некоторые аспекты интерпретации. Более подробно об этой методике вы можете узнать из книги Урсулы Аве-Лаллемант «Звезды и волны». 
 
Данный тест целесообразно использовать для диагностики психических состояний и внутриличностных проблем человека. Автор теста исходит из положения, что любые отклонения от норм в рисунке, которые мы можем рассматривать как дефект, искажение, нарушение адекватности и целостности рисуемого образа, а также акцентирование некоторых деталей, могут свидетельствовать о наличии каких-либо особенностей в структуре личности или поведении обследуемого человека. 
 
Автор предлагает применять методику для диагностики как взрослых, так и детей начиная с трехлетнего возраста. При этом результаты тестирования для каждой возрастной группы могут анализироваться с разных позиций. Для маленьких детей автор рекомендует использовать данную методику в качестве теста для оценки их умственного развития, т.е. в качестве своеобразного теста интеллекта. После 5—6 лет данная методика уже может использоваться преимущественно для диагностики темперамента, характера и состояния ребенка, которые отражаются в особенностях графики рисунка и в общем настроении картины. 

Процедура тестирования: 

Для проведения тестирования взрослых и подростков дается следующая инструкция: 

«Нарисуйте звездное небо над волнами моря».

Детям необходимо дать дополнительные пояснения, соответствующие их возрасту. Например: 

«Ты знаешь о звездах, которые по вечерам светят в небе. Когда вода движется, то образуются волны, не правда ли? Итак, ты знаешь, что такое волны на воде! А теперь нарисуй звездное небо над волнами моря». 

Необходимо использовать только простой карандаш. Время выполнения теста не ограничено. Тест не должен выполняться художественно, а должен рисоваться спонтанно. Бывает, что тест выполняется только наполовину: рисуются только волны или, чаще, только звезды. В этом случае не следует вмешиваться и побуждать к дальнейшему рисованию, так как такой результат весьма показателен. После выполнения задания желательно попросить рисующего дать пояснения к своим рисункам. В целях контроля через некоторое время тестирование можно повторить. Если дети спрашивают, могут ли они нарисовать что-то дополнительно, следует отвечать: «Не рисуйте ничего такого, что вы сможете потом нарисовать отдельно».

Интерпретация: 

Интерпретация происходит по четырем пунктам: 
1. Формальные способы воплощения заданной темы 
2. Формальная структура пространства 
3. Пространственная символика
4. Предметная символика 
 
Остановимся подробнее на пространственной и предметной символике. Они представляют наибольшую практическую ценность для диагностики личности.

Пространственная символика.

 Рисунок оценивается прежде всего по тому, как расставлены смысловые акценты.  Верх характеризует содержание иных переживаний, нежели низ, правое направление — иных, нежели левое.  Верх — это легкость, духовность и вместе с тем символ познания и знаний, которые могут как освобождать, так и угнетать.  Низ — что-то тяжелое, но одновременно и «почва под ногами», солидность, которая может, как спасти, так и посадить на цепь.  Правое направление — это будущее, представленное поступком или окружением, т.е. то, что нас ожидает: будущие размолвки, соответствующий им успех или провал.  Левое направление представляет прошлое, пережитое, интимное окружение и близкие отношения или даже разногласия с самим собой, проблемы идентичности, может означать также уход в себя.  Верх в тесте представлен звездами и небом, низ — волнами и водой. Правая и левая стороны тестового рисунка также неравнозначны. Для интерпретации теста существенно, находятся ли звезды в правой или левой части пространства, разбивает ли скала подкатывающиеся волны у правого или левого края изображения. Середина же служит местом проявления «Я»-репрезентаций. В соответствии с этими характеристиками пространства при обработке теста нужно учитывать особенности вертикального и горизонтального строения рисунка, а при необходимости и центра. При этом, с одной стороны, имеет значение соотношение пространственных зон, а с другой — их содержательный акцент. 
Для интерпретации вертикального построения теста большое значение имеет соотношение пространственных зон, занятых изображением неба и моря.  Сбалансированное соотношение пространств, занятых небом и морем, представлено как видимое равновесие этих стихий.  Доминирование небесного пространства указывает на преобладание духовной, интеллектуальной сферы.  Преобладание воды говорит о повышенной эмоциональности.  При пространственной сбалансированности ни одна из анализируемых областей не становится доминирующим содержанием переживаний.  При наличии доминанты в содержании какая-то тема превращается в проблему или даже в конфликт. Если рисунок пространственно сбалансирован, однако содержательно акцентирован на звездах, это может говорить об ощущении интеллектуального давления. Четко различимое соприкосновение моря и неба на линии горизонта может передавать целостность переживаний. Она отсутствует в тех рисунках, где море отделено от неба промежуточным пространством. Барьеры между водой и небом противопоставляют эти стихии друг другу, что, пожалуй, может свидетельствовать о психических проблемах. Напротив, свободное пересечение неба и воды в тесте позволяет сделать вывод об избытке впечатлений или недостаточном разграничении мыслей и чувств.  Детали рисунка могут быть проанализированы и с позиции их горизонтального расположения.
 
Пространственное соотношение и содержательная доминанта могут быть:
■ не акцентированы; 
■ с акцентом на левой стороне;
■ с акцентом на правой стороне;
■ с акцентом на середине.
 
Акцент на левой стороне картины может означать, что проецируются внутренние переживания рисующего. Левая сторона картины чаще выделяется содержательно и реже — пространственно. Так могут быть выражены какие-то бессознательные импульсы переживаний, которые угасли прежде, чем смогли реализоваться.
 
Если в картине акцентируется правая сторона, то это может указывать на ставшую актуальной экстравертную тематику. При этом если правая половина рисунка выделена содержательно, то можно предположить, что для рисующего актуальны переживания трудностей в общении с окружающими людьми, а также проблемы, связанные с будущим, например, с вопросами выбора профессии. Это особенно вероятно, если в рисунках имеется еще и акцентированное зачернение.
 
Акцентирование середины рисунка появляется тогда, когда каким-то образом выделяется срединное пространство между обеими половинами картины, и здесь либо оставляется пробел (ничего не нарисовано), либо имеется особое содержание. Акцент на середине предполагает проекцию эмоциональной личностной тематики. Признаком наличия соответствующих актуальных проблем может быть особое содержание картины, выстроенное, например, вертикально в центре рисунка.  Одной из очень важных характеристик теста является особенность разработки центра изображения. Она дает вполне очевидные указания на тему «самости», на тему экзистенциального отношения к собственной личности.  Если середина рисунка просто выделяется как таковая, неважно, пробелом или особенностями штриха, то это значит, что тема репрезентации «Я» актуальна в общих чертах. Однако особое экзистенциальное значение «переживания себя» проявляется лишь при наличии особого содержания середины рисунка. Центр рисунков в тесте часто выделяется за счет расположения в середине рисунка небесного тела. В зависимости от контекста рисунка такое небесное тело может символизировать самоуверенного, избалованного семьей ребенка, наличие внутриличностного конфликта, юношеское самоутверждение и пр.

Предметная символика. 

Предметными символами рисунка могут быть любые предметы и живые существа окружающего мира. Так же как пространственные координаты рисунка, все изображенные предметы могут быть носителями символического смысла. Например, скала на краю рисунка, если она рассматривается как символ, указывает на какую-то форму бессознательного сопротивления. Скала, расположенная справа, может обозначать переживание внешних обстоятельств сопротивления, что задано символикой данного пространства. Если скала находится в картине слева т.е. на интровертной стороне, что встречается значительно реже, конфликт касается сердечной связи, т.е. является очень личным. Выделенная звезда или маяк, акцентированно зачерненная луна относятся к духовной тематике. Сильный прибой позволяет сделать вывод о сильных аффектах. Все встречающиеся в тесте предметы необязательно должны иметь символическое значение. В детских рисунках предметы часто представляют собой украшение, у людей старшего возраста чаще всего предметы выступают в качестве символических высказываний. В тесте прежде всего символически рисуют звезды и волны, т.е. те объекты, которые требуется нарисовать по инструкции, однако предметы, изображенные по инициативе автора, с еще большей вероятностью могут иметь символическое значение.
 
То, что может быть изображено на рисунке, можно классифицировать следующим образом: Звезды относятся к основным символам теста. Особенно значимой оказывается центральная звезда, которая может иметь различные формы. В ней может отражаться самооценка рисующего человека. Если эта звезда очень велика, автор рисунка чувствует себя также «звездой». Слабо, робко прорисованные звезды могут означать, что проблема духовности в переживаниях рисующего человека оттеснена на задний план. Правда, в последнем случае наблюдается доминирование небесного пространства, а наличие конфликта часто выражается особенностями графики.  На небе могут изображаться также атмосферные явления, такие как облака или гроза, которые привносят в рисунок особое настроение. На рисунках детей небесное пространство заполняют также и другие образы.  Здесь прежде всего следует назвать птиц, встречаются ангелы. Чаше рисуются технические объекты, такие как ракеты, самолеты, НЛО. Они вряд ли имеют символическое содержание, чаще всего это игровые дополнения увлеченного рисунком ребенка.
 
В нижней части рисунка наиболее диагностичным признаком является изображение волн. Морские волны — это вода, а вода — символ душевных переживаний. Инструкция теста побуждает изображать волны в виде ритмично движущихся линий, при этом ритмичность есть признак душевного здоровья. Рисунок прежде всего показывает, была ли вообще понята тема «волны». Можно оценить, как в волнах отражаются переживания. Большие волны выражают сильные аффекты, гармонично колеблющиеся волны — легкую проявляющуюся в общении эмоциональность. Слабые, не связанные друг с другом волны бывают при апатии и депрессии. Прямоугольные, острые волны позволяют сделать вывод о длительном и интенсивном характере переживаний. Робкие, как бы рассыпающиеся волны — о неуверенной в своих чувствах личности. Волны, застывшие в форме зубцов, указывают на душевное оцепенение. Если рисуются гребни пены, то всегда налицо переживания актуального конфликта.
 
По сравнению с морем изображенный берег означает твердь. Твердь — это все то, что дает желанную почву под ногами, то, что оказывает сопротивление, обо что разбиваются волны и что бывает причиной кораблекрушений. Еще в большей мере это относится к изображению скал, которые почти однозначно указывают на наличие сопротивления. Менее драматичны склоны на побережье, которые образуют переход от плоского песка к скалам.
 
Остров может иметь позитивное символическое значение, он может указывать на чувство одиночества или на потребность побыть в одиночестве.
 
Маяк, находящийся на острове или морском берегу, — это путеводный свет, которые теперь исходит не из природного источника — луны и звезд, а имеет искусственное происхождение. Дерево на берегу превращает враждебную сушу в гостеприимный приют для моряков.
 
Корабль, на котором человек рискует отправиться в море, служит ему там местом обитания, жилищем. Если судно изображается терпящим крушение или идущим ко дну, то это может символизировать ощущение бесприютности, а также разбитые надежды. Корабль можно рассматривать как символ авантюрного путешествия в неведомые дали или как благополучную переправу. Например, изображение человека на водных лыжах может демонстрировать игру со стихиями того, кто не боится риска. Играющих в воде детей рисуют обычно люди с богатой фантазией. В то же время подобное изображение показывает беспечность человека по отношению к стихиям.

Очень в тему:


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 3.8/28
| Добавил: HelgaSmith, 13 Июнь 2011

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×