Из ребенка в подростка

Из ребенка в подростка

Однажды, в какой-то момент очень нужно, чтобы рядом была поддержка хорошего, умного, честного человека, будь то родитель либо духовный наставник, тот, кому ты доверяешь и кому веришь. Нам нужны «костыли», чтобы не упасть в ту пропасть, в которую мы сами в подростковом возрасте себя загоняем. Это потом, наделав самостоятельно множество ошибок, мы поймем, переживем добро и зло так, как оно есть.

Приступить к чтению Добавить свою статью

5390 | Наталия МИШАНИНА Детская психология

Возможно, первый сексуальный опыт подростка родители могут и не заметить, но первую любовь невозможно проглядеть. Мечтательное выражение лица, возвышенность чувств, бесконечные разговоры по телефону, запах духов и дезодорантов, длительное стояние у зеркала...

Тот из взрослых, кто не равнодушен к своему ребенку, не упустит этих признаков.

Большинство подростков жаждут испытать любовь. Однако, когда это будоражащее чувство приходит, заполняя собой все, оно почти неизбежно приносит боль.

Одни отдают свое сердце человеку, который понятия не имеет об их чувстве, и терзаются сомнениями, стоит ли сделать признание.

Другие испытывают неразделенную любовь, оказываются отвергнутыми.

Родители склонны легкомысленно относиться к любви ребенка, особенно если она — первая.

- Он был старше меня на 3 года, уже заканчивал школу. Себя я считала маленькой, незаметной пигалицей и никогда не думала, что ОН когда-то обратит на меня внимание. Но это произошло, и мы стали встречаться, ходить в кино, на каток, в кафе. Это было настоящее счастье! В этот период я не могла думать ни о чем, кроме него. Весь мир для меня — это Он. Я сильно похудела, забросила учебу и музыкальную школу. Начались проблемы с родителями. Маме я рассказала о НЕМ, но вместо того, чтобы разделить мои чувства, она усмехнулась и сказала: «Таких, как он, будет еще вагон и маленькая тележка!». Тогда мы впервые серьезно с ней поссорились.

Летом мы расстались. Он уехал в лагерь работать вожатым, и после этого он сказал, что встретил девушку своей мечты. Я думала, что умру — так мне тогда было больно. А пойти к маме уже не могла, боялась наткнуться на непонимание. Спасибо подругам, только он смогли «вытащить» меня из этого состояния.

Порой родители с усмешкой и любопытством наблюдают страдание в глазах и опущенные плечи своего поверженного любовью отпрыска. По собственному опыту взрослые знают, какую боль приносит разбитое сердце, но, по их мнению, такой боли не может быть у подростка.

Современные подростки живут в мире, в котором нет никаких правил, связанных с сексом. Кино, СМИ, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как часть полноценных отношений между людьми. Поэтому значительное число подростков ведет активную сексуальную жизнь.

Подростки, не живущие половой жизнью, борются с такими мыслями: «Может, со мной что-то не так? Может быть, я упускаю что-то важное?».

Современные подростки живут в мире, в котором секс не только считается нормальной частью ухаживания, но и совместная жизнь до вступления брак все более и более становится естественным делом, а гомосексуализм превращается в альтернативный образ жизни. Такие слова, как «бисексуал» и «трансвестит», стали привычными для современного подростка. Наверное, в этом мире подросток должен справиться и с этой проблемой своей развивающейся сексуальности.

 

«Я УЖЕ НЕ РЕБЕНОК!»

- В то время я представлял себя как вполне установившуюся натуру, но натуру, только начинающую входить в общество уже не как ребенок, а скорее как полноценный человек, но еще многого не знающий в жизни. Конечно, как и у других моих сверстников, у меня были кумиры. Я даже мог называться фанатом одной популярной группы. Быть фанатом, значит, быть как все: серым и из толпы. Поэтому и я казался им таким же, как и они. Но я был другим, я менялся. Казалось, что во мне просто кто-то рос и взрослел. Накапливался конфликт между мной, похожим на всех, и мной взрослеющим. Появлялось понимание, а потом и уважение к людям, особенно к родителям, которые помогали в трудные минуты.

- В 13 лет я видела себя взрослой, полноценной, современной девушкой. Другим, особенно родителям, я казалась маленькой, глупенькой и беспомощной. Мне очень мешало чрезмерное опекунство и внимание. Мне казалось, что я пленница, что родители меня не понимают и не признают моих друзей — таких умных, опытных (наркоманов, малолетних хулиганов). Мне хотелось, чтобы все оставили меня в покое.

- До 14 лет я была ребенком в «розовых очках». Мне казалось, что все люди вокруг добрые и отзывчивые. Но потом мои взгляды на жизнь резко изменились. Это было в 8-м классе, когда я влюбилась в парня девушки, которая была лидером в нашем классе. Она подговорила всех ребят, и мне устроили бойкот. Все отвернулись от меня. Было так тяжело, что не хотелось жить. Рядом со мной осталась только одна моя подруга. Лишь она помогла мне в трудный момент. Я очень сильно разочаровалась в людях, в любви и превратилась из веселой общительной девчонки в мрачного и молчаливого человека.

Образ «Я», создаваемый в муках «самотворчества», определяет психологическое и социальное самочувствие подростка, его веру, надежду, волю.

Внутриличностная «картина мира» и образ «Я» в период взросления начинают экспериментальный процесс сопряжения накопленных представлений о жизни.

«Я — концепция» созидающей себя личности строится на сложных жизненных вопросах:

— Как и каким быть, если быть?

— Кем быть, если не быть, а только казаться?..

За все эти творческие мучения расплата одна — невыносимая душевная боль, в существовании которой невозможно признаться даже самому себе.

Все, что знакомо, скучно; все, что не знакомо, страшно... и страшно интересно. Как быть и куда двигаться дальше? Вперед, на волю!

Все эти «гамлетовские» вопросы возникают в период новообразования подросткового возраста — «чувства взрослости». Это особая форма подросткового самосознания, через которую подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, пересматривает свою деятельность.

 

ОТМЕТИМ ЭТО МНОГООБРАЗИЕ ВЗРОСЛОСТИ

Во-первых, это подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде, прическе, косметике. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни. Психологи и социологи называют это «низкой культурой досуга». При этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с компанией с соответствующими жизненными ценностями.

Во-вторых, это равнение мальчиков-подростков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, выносливость, воля, преданность товарищам, верность настоящей мужской дружбе. Этот вид «взрослости» может иметь две стороны.

Положительно, если ребенок начинает заниматься спортом и имеет позитивные установки на приведенные понятия.

Отрицательная сторона заключается в том, что подростков тянет особая жизнь в кругу себе подобных, где провозглашаются сила, жестокость, агрессия, нетерпимость.

Интересно отметить и то, что многие девушки в наше время также хотят обладать «мужскими качествами». Они неженственны, подражают мальчишкам во всем, ходят в «качалку», занимаются боевым видами спорта.

В-третьих, это проявление социальной зрелости. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, когда подросток чувствует себя нужным и полезным в процессе сотворчества. Тогда он занимает место помощника взрослого. Обычно социальная взрослость наблюдается в семьях, переживающих трудности. Там подросток фактически занимает ведущую роль. Здесь забота о близких и их благополучии принимает характер пожизненных ценностей этого человека.

В-четвертых, конечно же, интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний подростка — это результат его самостоятельной работы.

Подростки, стремящиеся к знаниям, среди группы чувствуют себя не совсем уверенно.

- Тогда моя доброта, интеллект и интеллигентность никому не были нужны. Я был «белой вороной» среди своих сверстников. От того, что много читал, сидел за «компом», стал носить очки, отношение ко мне еще более ухудшилось. Но тем не менее я не изменил своих принципов и оставался таким, какой я есть.


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 5.0/1
Источник: semya.potrebitel.ru | Добавил: Merilyn, 15 Сентябрь 2009 | Теги: психология семьи, психология подростка, Внимание: переходный возраст!, Из ребенка в подростка, психология

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×