Особенности переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей

Особенности переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей

Каждый человек индивидуален и может выбрать свой собственный жизненный путь. Для одних - одиночество - является тягостным существованием, наполненным депрессией и ощущением своей собственной неполноценности, для других - спокойное, размеренное время, с прекрасной возможностью построить карьеру или заняться творчеством. Данное исследование посвящено изучению особенностей переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей.

Приступить к чтению Добавить свою статью

4316 Детская психология
Одна из важных проблем современных исследований является одиночество, ведь вряд ли найдется челoвек, который хотя бы инoгда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни возможны потери, друзей, любимых, близких людей, а иногда мы просто хотим побыть одни и испытать это чувство, чувство одиночества.

Жизнь всех людей - одна-единственная и она проходит так быстро, что проблема одиночества для очень многих людей так и остается не решаемой – и это можно назвать не просто проблемой, а реальной, единственной жизнью, которую все люди хотят прожить хорошо, успешно, не нуждаясь ни в чем, благополучно, разнообразно и полноценно. Это их право, которое необходимо уважать. [4]
В семьях зачастую случаются так, что только один родитель воспитывает ребенка, а другой родитель может не принимать участия в воспитании. И не известно повлияет ли в последующем такое воспитание на чувство одиночества. [3]
Каждый человек индивидуален и может выбрать свой собственный жизненный путь. Для одних - одиночество - является тягостным существованием, наполненным депрессией и ощущением своей собственной неполноценности, для других - спокойное, размеренное время, с прекрасной возможностью построить карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает самым разнообразным, с ним связывают и негативные эмоции и позитивные чувства. Некоторые люди ищут одиночества, устав от общения и сокращая количество контактов с окружающими. [2]

Существуют периоды в жизнях людей, связанные с одиночеством и переживаниями в период одиночества, эти переживания зависят от изоляции и от отношения человека к себе самому.

В одиночестве человек имеет возможность выбирать, чем он будет заниматься, часто, эти занятия полезные и разнообразные.
Одиночество позволяет осмыслять свой жизненный опыт и часто может стимулировать, «подхлестывать» к активному поиску чего-то интересного и содержательного общения. Только после периода одиночества люди начинают ценить отношения, будь то дружеские или любовные, становятся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Одиночество учит людей мудрости и любви. [1]
Данное исследование посвящено изучению особенностей переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей.
Проблема данного исследования: существуют ли различия в проявлении переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей?
Цель исследования – ответ на вопрос, сформулирован в проблеме исследования.
Объект исследования – эмоциональная сфера юношества в период кризиса семнадцати лет из из полных и неполных семей.
Предмет исследования - особенности переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей.
В основу исследования была положена гипотеза: существуют различия в проявлении одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей: у юношества в период кризиса семнадцати лет из полных семей чувство одиночества менее выражено, чем у юношества из неполных семей.
Нами были поставлены цель и гипотеза в соответствии с ними были определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать специфику кризиса семнадцати лет;
2) Рассмотреть особенности переживания одиночества;
3) Изучить и проанализировать специфику переживания одиночества у юношества в период кризиса семнадцати лет из полных семей;
4) Определить специфику переживания одиночества у юношества в период кризиса семнадцати лет из не полных семей.
Методическое обеспечение данной работы представлено следующими методиками:
1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
2. Методика «Склонность к одиночеству» (представляет собой фрагмент теста А.Е.Личко «Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО)». Она измеряет склонность подростков к одиночеству.)
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что были всесторонне изучены особенности переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования позволят учитывать особенности переживания одиночества в период кризиса семнадцати лет у юношества из полных и неполных семей при построении комплексной коррекционной и реабилитационной работы с данной категорией лиц.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №45 (11а, 11б, 11в). В исследовании приняли участие 46 человек (23 из полных семей и 23 из не полных семей)
Методики были подобраны с учетом возраста и интеллектуального развития.
Так же необходимо сказать о том, что для статистического подтверждения данных полученных с помощью тестирования мы используем программу STATISTIKA, U-критерй Манна-Уитни.
В результате проведения диагностической процедуры были получены следующие данные, по выявлению переживания одиночества у юношества воспитывающихся в полных и неполных семьях:
Изучая уровень субъективного ощущения одиночества выявленно, что показатели в группе юношества из полных семей значительно отличеются от группы юношества из неполных семей. Эти данные теоретически обоснованы. При общении с некоторыми из испытуемых, юноши и девушки сами говорили, что хотят общения с недостоющим родителем, особенно это проявлялось у девочек живущих без матери и у мальчиков живущих без отца.
Изучив склонность к одиночеству можно говорить о том, что более склонны к одиночеству дети из полных семей. Возможно предположить, что этот феномен возникает у них из-за отсутствия недостатка в общении с родителями. И наоборот школьники из неполных семей менее склонны к одиночеству и возможно это из-за того, что они ощущают недостаток общения с родителями. Также эти данные подтверждено при статистической обработке с помощью программы STATISTIKA по U-критери. Манна-Уитни
После диагностики, было проведено занятие – разрядка. Оно заключалось в обычном рисунке на любую тему.
Полученныеданные можно объяснить тем, что в кризисный период ощущение одиночества испытывает большинство людей (это теоретически обосновано), а в случае нашей выборке чувство одиночества усиливается из-за недостатка общения с одним из родителей (в неполных семьях), и не так выражено в случае полной семьи, т.к. общения с обоими родителями достаточно.
Ограничение либо удовлетворение потребностной сферы в общении может приводить не только к ощущению одиночества, но и к тревожности, чувству вины, стыда и эти факторы могут выступать в роли поведенческого аспекта.
Выводы:
Современные представления об одиночестве можно поделить на две тенденции в его изучении, а именно: 1- трактовка одиночества как психического состояния или субъективного переживания; 2 - представление об одиночестве как преимущественно негативном состоянии и переживании. Внимание многих исследователей обращено на меры профилактики и преодоления негативных последствий переживания одиночества.
Несмотря на то, что существует множество представлений об одиночестве, его особенностях, проживании его в различных возрастных периодах, единого, целостного представления об этом феномене нет.
Нами одиночество понимается как переживание состояния отчужденности человека от общества, вслед за Д. Расселом и М. Фергюсоном.
Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. И хорошо если идет поддержка с двух сторон и со стороны матери, и со стороны отца. А если только один родитель, то это еще и дополнительный стрессовый фактор, к уже имеющемуся кризису 17 лет.
Более склонны к одиночеству (желают быть одинокими) дети из полных семей. Можно предположить, что этот феномен возникает у них из-за отсутствия недостатка в общении с родителями. И наоборот школьники из неполных семей менее склонны к одиночеству и возможно это из-за того, что они ощущают недостаток общения с родителями.
В кризисные периоды ощущение одиночества испытывает большинство людей, а в случае нашей выборке чувство одиночества усиливается из-за недостатка общения с одним из родителей (в неполных семьях), и не так выражено в случае полной семьи, т.к. общения с обоими родителями достаточно.
Ограничение либо удовлетворение потребностной сферы в общении может приводить не только к ощущению одиночества, но и к тревожности, чувству вины, стыда и эти факторы могут выступать в роли поведенческого аспекта.

Литература:
1. Рубштейн Н. Как избавиться от одиночества
2. Скорова О. Психологические аспекты одиночества
3. Марова З. Ребенка воспитывает одна мать
4. Шевченко О.Л. Одиночество в нашей жизни

Очень в тему:


Помогите нам понять, насколько хороша статья:

Рейтинг: 5.0/1
| , 16 Август 2012

Правила добавления публикаций

Мы принимаем любые статьи, относящиеся к психологии и представляющие интерес для наших посетителей.
Из посторонних ссылок можно указывать только ссылку на первоисточник.
После проверки Вашей статьи, которая занимает обычно до 24х часов, мы опубликуем её.
Добавить статью
Мы можем отказать в публикации без объяснения причин.

×